Новое на сайте |
«Тренинг для начинающих педагогов ДОУпо построению эффективного общенияи взаимодействия с родителями»
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны, на наш взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга для начинающих педагогов на соответствующую тему.
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут. Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общениии взаимодействии с родителями. Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; 2.Содействовать повышению уверенности в себе; 3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями. План проведения: I. Вступление. Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников. II. Практическая часть:
Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругуна стульях). Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место,в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.) Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Ведущий: - Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях). Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой») Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин) (Примерные «недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)
(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин) Инструкция: - Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке»,как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, дляподготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.
(7 мин) - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин) Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга) Произнести фразы: üМне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг) üМне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг). Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах) Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!Да мне это в себе тоже очень нравится!». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка.
( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин) Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? -Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин) - Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители: ·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин) Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут. Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма. Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителями: ·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; ·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; ·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству. ·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). ·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей. ·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин) Игра проводится под релаксационную музыку. – Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд). Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
Раздача памяток. (5 мин)
Литература.
Авторы: Гарафетдинова Гульнара Фаязовна, педагог-психолог К (М) ДОУ "Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения" № 48, г. Набережные Челны; Васильева Ландыш Петровна, начинающий педагог-психолог К (М) ДОУ № 90, г.Набережные Челны. Источник:http://lavandamd.ru/ |
Если вы хотитеСоздать отношения, в которых будете чувствовать себя счастливой(ым)? Исполнять свои желания легко и быстро? Научиться управлять своими чувствами? Научиться любить и принимать себя? Преодолеть ограничения, которые мешают на пути к счастью? Воспитать счастливых детей? повысить свою самооценку и уверенность в себе? То закажите этот диск прямо сейчас! |