Психолог в детском саду

   

Персональный сайт педагога-психолога

Платоновой Юлии Владимировны


 

                          Семинар-практикум "Поощрение"

 

Цель: выработать умение подкреплять желательное поведение похвалой или системой поощрений, не преувеличивать заслуги ребенка при похвале; находить варианты действенной похвалы.

 

1-я часть – теоретическая

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Поощрениями можно стимулировать желательное поведение. Простейшей формой поощрения является похвала.

Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Ты все-таки добился успеха – две недели учил правила и получил пятерку!»

Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать развитие ребенка.

Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.

Часто родители, желая воспитать ребенка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путем сравнения результатов его действий с результатами других, например: «Очень хорошо, что ты учишься лучше всех в классе, ты будешь единственным отличником». Растет человек, постоянно нуждающийся в одобрении и внешних положительных оценках, человек, очень зависимый от всех, кто его хвалит. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует себя свободно. Такие родители очень болезненно переживают неудачи своего ребенка. Появляется чувство вины и протеста, а у ребенка формируются истероидные черты характера – гипертрофия потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.

Таким образом, похвалы самому ребенку, а не его действиям, поступкам, даже вредны. Лестные слова уместны, когда они дадут ребенку понять, что он поступил хорошо, но это не значит, что он идеален.

Как быть, если есть необходимость поощрять ребенка более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений.

Чтобы эффект от поощрения не пропал даром, оно должно быть чем-то, чего ребенок хочет или в чем нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам ребенка.

Родители обычно сами придумывают формы поощрения. Вот только некоторые идеи:

1. Билетики (или баллы), которые нужно заработать. Потом они обмениваются на различные игрушки, сладости и т.п.

2. Волшебные карточки, на которых ребенок пишет пожелание (что-то разрешить, взять, приласкать и т.п.); оно выполняется после того, как ребенок сделает какую-то работу по дому.

3. Уступки, например, лечь спать попозже, чем обычно, или получить «выходной», если ребенок всю неделю мыл посуду после ужина.

 

2-я часть – практическая

1. Упражнение «Виды поощрения».

Перечислите виды поощрения, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей.

После обсуждения принимаются некоторые идеи. Возможные варианты ответов: наклейки, конфеты, поход в зоопарк, поход на футбольный матч, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т.п.

2. Упражнение «Правильно ли?».

Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1. После футбольного матча: «Андрей, ты лучший вратарь школы!»

Ответ: преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играл действительно хорошо. Мне понравилось, как ты отбил мяч».

2. «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».

Ответ: правильно.

3. Алеша играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Молодец!»

Ответ: неясная похвала. Лучше сказать: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!»

4. «Ты у нас такой славный! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

Ответ: ребенка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо».

 

Обсуждение итогов встречи.

 

автор Паскал Виктория Викторовна 

Оцените мой сайт ?
Всего ответов: 1832

Яндекс.Метрика

Если вы хотите

Создать отношения, в которых будете чувствовать себя счастливой(ым)?
Исполнять свои желания легко и быстро?
Научиться управлять своими чувствами?
Научиться любить и принимать себя?
Преодолеть ограничения, которые мешают на пути к счастью?
Воспитать счастливых детей?
повысить свою самооценку и уверенность в себе?

То закажите этот диск прямо сейчас!

Заказать



  Перепечатка материалов разрешена с активной ссылкой на источник .

Бесплатный хостинг uCoz