Психолог в детском саду

   

Персональный сайт педагога-психолога

Платоновой Юлии Владимировны


 

                             Семинар-практикум "Типы семейного                                                          воспитания" 

 

Цель: рассмотреть конкретные типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; дать возможность изменить стиль родительского отношения к детям.

 

1-я часть – теоретическая

Целью нашей встречи является определение и понимание неправильных типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в ваших отношениях с детьми.

Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предположить, где находится тот тип, по которому они воспитывают своих детей (см. приложение).

Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:

потворствующая

1. Гиперпротекция  доминирующая потворствующая

2. Гипопротекция скрытая

3. Повышенная моральная ответственность.

4. Эмоциональное отвержение.

5. Жестокое обращение.

6. Воспитание в культе болезни

7. Противоречивое воспитание.

Рассмотрим эти типы поведения родителей.

1. Гиперпротекция потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи или чье-либо «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.

Гиперпротекция доминирующая – ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.

2. Гипопротекция потворствующая – ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

Гипопротекция скрытая – за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.

Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

3. Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

4. Эмоциональное отвержение – это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.

5. Жестокое обращение с детьми – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

6. Воспитание в культе болезни – фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

7. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания – резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

 

2-я часть – практическая

1. Упражнение «Каким родителем вы кажетесь другим?» По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечатления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Психолог записывает итог обсуждений, когда родитель выходит на две-три минуты. По возвращении родитель угадывает, какой психологический портрет дала ему группа.

2. Упражнение «Мои сильные стороны».

Участники делятся на пары, партнеры рассказывают друг другу о своей проблеме во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти в поведении родителя сильные стороны. После смены ролей происходит обсуждение в кругу, и уже сам родитель рассказывает о том, какие сильные стороны он проявил в ситуации.

В конце встречи участники делятся своими чувствами, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным в сегодняшнем занятии?»

 

автор Паскал Виктория Викторовна 

Оцените мой сайт ?
Всего ответов: 1832

Яндекс.Метрика

Если вы хотите

Создать отношения, в которых будете чувствовать себя счастливой(ым)?
Исполнять свои желания легко и быстро?
Научиться управлять своими чувствами?
Научиться любить и принимать себя?
Преодолеть ограничения, которые мешают на пути к счастью?
Воспитать счастливых детей?
повысить свою самооценку и уверенность в себе?

То закажите этот диск прямо сейчас!

Заказать



  Перепечатка материалов разрешена с активной ссылкой на источник .

Бесплатный хостинг uCoz