Психолог в детском саду

   

Персональный сайт педагога-психолога

Платоновой Юлии Владимировны


 

                                                             Разработка мим-тренинга
                                                        (для детей дошкольного возраста)


I. Тема: использование детьми мимики и пантомимики при выражении эмоций.


ЗАНЯТИЕ 1.
Познакомимся.

Цель: установление коммуникации в группе.
№1 "Ласковое имя".
Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.
№2. " Украсим дом".
Возьмем обруч и представим, что это наш дом. На столе лежат разные предметы, которыми вы можете украсить свой дом. Выберете самое лучшее и принесите в обруч. Ведущий поощряет детей, спрашивает почему они выбрали тот или иной предмет.
№3. " Кто - кто в теремочке живет?".
Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: "Кто- кто в теремочке живет?" Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч.
№4. "Приветик -1".
На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами. Все друг другу помахали ладошками. Ватман вешается на стену на уровне глаз детей.
№5. "Деревцо".
Звучит музыка для релаксации.
Ветер дует мне в лицо - машем ладошками на лицо.
Раскачалось деревцо - раскачиваемся в разные стороны.
Ветерок все тише, тише - пальчик приставить к губам.
Веточки все ниже, ниже - руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик.


ЗАНЯТИЕ 2.
Настроение.

Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных действий.
№1. "Приветик-2".
Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками "приветик" и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.
№2. "Мягкая лапка".
Ведущий берет лапу льва и ласково гладит каждого ребенка по руке со словами: "Анечка хорошая девочка, Вовочка хороший мальчик". Затем ведущий предлагает погладить льва и сказать, какой он хороший.
№3. "Какие мы?".
Мы - козлики - какие вы? - рогатые - показываем рожки.
Мы - ослики -какие вы? - ушастые - показываем длинные уши.
Мы - ежики - какие вы?-колючи - показываем пальцы-иголки.
А мы волчата - ой! - зубастые - покажем зубы.
Ведущий спрашивает детей: "А вы не боитесь волка?"
Мы зайчики - какие вы? - прыгучие - дети прыгают.
№4. "Стрекоза замерзла".
Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим "мягкой лапкой" ее жалеют и дают "еду".
№5. "Медвежата".
Звучит музыка для релаксации. "Я - мама-медведица, а вы - мои медвежата". Медвежата потянулись, они устали и хотят спать. Дети ложатся на коврик. Ведущий говорит, какие хорошие медвежата.


ЗАНЯТИЕ №3.
Веселый - грустный.

Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.
№1. "Приветик 3".
Ведущий одевает на руку куклу - львенка и здоровается с первым ребенком: "Приветик, я львенок". - "Приветик, я Анечка". Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д.
№2. "Тюльпан".
Жил-был Тюльпанчик. - Ладошками изображаем открытый бутон.
Наступила осень, подул холодный ветер. - Дуем холодным воздухом на ладошки.
Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. - Ладошки смыкаются, лицо грустное.
Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. - Дуем теплым воздухом на ладошки.
Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. - Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши.
№3. "Тюльпан рисуем".
Ведущий объясняет и показывает детям теплые и холодные цвета фломастеров, объясняет, что теплыми цветами раскрашивают хорошее, радостное настроение, а холодными - грустное, печальное. Затем ведущий показывает два больших листа с нарисованными грустным и веселым тюльпанами и предлагает детям раскрасить их теплыми и холодными цветами.
№4. "Веселые и грустные медвежата".
Дети превращаются в медвежат. Медвежата на празднике в детском саду - веселые, радостные. Но вот праздник кончился, и медвежата загрустили (заскучали по маме). И тут пришла мама и принесла всем новые игрушки. Опять радость и веселье.
№5. "Устали медвежата".
Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая поляна, на краю поляны стоят кусты и деревья, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки. Они рисуют веселых и грустных тюльпанчиков.


ЗАНЯТИЕ 4.
Веселый - грустный.

Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.
№1. "Ласковый Цыпа".
Упражнение проводится аналогично "Приветик 3".
№2. "Азбука настроений".
Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.
№3. Ведущий работает в режиме диалога:
А у вас бывает радостное настроение? Когда?
А когда бывает грустно?
Что делают медвежата, когда им радостно?
Ведущий помогает детям с ответами в случае их затруднения: прыгают, поют веселые песенки, дарят подарки, говорят ласковые слова и т.п.
№4 "Праздник у медвежат".
Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. "Вы - медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках." Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет "подарок" и "вкладывает" его в ладошки другого.
№5. "Ласковый ветерок".
Сядем на стульчики. "К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще".


ЗАНЯТИЕ 5.
Робкий - смелый.


Цель: знакомство с чувством страха; выражение чувства страха в мимике и пантомимике; овладение приемами преодоления чувства страха.
№1. "Приветик, зайчик!".
Ведущий: " Здравствуйте, сегодня к вам в гости пришел новый герой, но он такой трусишка, что спрятался от нас. Сейчас я вам его изображу, а вы угадаете кто он?" Ведущий изображает зайку. Дети узнают персонаж, а ведущий просит показать, как зайка прыгает, как грызет морковку, как боится (трясет хвостиком и лапами).
№2. "Зайка - трусишка".
Ведущий спрашивает детей: " Чего боится зайка?"
Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают "снег" (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.
№3. "Смелый зайка".
Надоело зайке бояться. Поза: "руки в боки", нога вперед. "Не боюсь волка! (Шаг вперед.) Не боюсь лисы! (Еще шаг.) Не боюсь снега! (Играют в снежки)."
№4. "Кошка Добрая - кошка Злая".
А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.
№5. "Котята устали".
Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


ЗАНЯТИЕ 6.
Робкий - смелый.


Цель: продолжение знакомства с чувством страха и способами его преодоления.
№1. "Сказка о страхе".
Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: " Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…". Давайте нарисуем Страх. Какой он?
Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.
№2. "Сказка о Страхе (продолжение)".
Ведущий продолжает: " Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…". Дети предлагают свои варианты.
№3. "Смелый зайка" (см. Занятие 5).
№4. " Зайки устали".
Упражнение выполняется также как "медвежата устали".


II. Тема: Распознавание детьми эмоционального состояния других.

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: овладение навыком распознавания эмоций по графическому изображению.
№1. "Письмо".
Ведущий - "почтальон" раздает детям конверты с пиктограммами животных, отражающими различные эмоции. Дети достают пиктограммы и называют настроение своего персонажа. Затем ведущий просит детей показать такое же настроение.
№2. "Матрешка".
Ведущий делит группу пополам. Одной подгруппе раздаются веселые и грустные матрешки, которые они прячут за спиной, изображая настроение своей матрешки. Другие дети встают напротив и пытаются угадать это настроение. Затем подгруппы меняются.
№3. "Ветерок".
Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: "Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер… и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился".
№4. "Медвежата устали".



ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: овладение навыком выразительности речи.
№1. "Веселый и грустный "Приветик".
Ведущий здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.
№2. "Зоопарк".
Ведущий выбирает двоих детей и на ушко называет животное (страшный тигр - радостный котенок; радостный щенок - грустный зайка). Дети изображают голосом заданного животного. Ведущий просит угадать: " Кто у нас в гостях: тигр или котенок? Тигр какой?"
№3. "Глупый маленький мышонок".
Ведущий читает стишок, а дети голосом изображают животных.
№5. " У меня есть собака".
Ведущий предлагает детям сказать фразу "у меня есть собака" с разным чувством (радость, страх, удивление, отвращение, грусть).
№4. "Мышата устали".


ЗАНЯТИЕ 9.

Цель: узнавание чувств по выразительным движениям.
№1. "Бабочки и слоны".
Ведущий предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате как слоны и здороваются друг с другом, кивая головой. Затем ведущий предлагает превратиться в бабочек. Дети легко порхают по комнате и здороваются, легко касаясь друг друга кончиками пальцев.
№2. "Времена года".
Ведущий предлагает детям превратиться в деревце. Деревце разное в различное время года.
Лето. Деревца разговаривают друг с другом, шелестя листочками.
Осень. Листья с деревца облетают, дует сильный ветер, который раскачивает деревца из стороны в сторону.
Зима. Веточки на деревце дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются веселые листочки (показать пальчиками).
№3. "Что делал зайчик?"
Ведущий читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.
Зайчик, зайчик, где ты был?
Этот зайчик в лес ходил.
Этот зайчик воду пил.
Этот зайчик суп варил.
Этот зайчик спал в постельке.
Этот плавал в быстрой речке.
№4. "Зайчики устали".



ЗАНЯТИЕ 10

Цель: закрепление навыка узнавания эмоций.
№1. "Коготки и лапки".
Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: "Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)". Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и - зло, показывая коготки.
№2. "Слон и мышка".
Ведущий предлагает детям угадать, кого он будет им изображать: слона или мышку. Дети, угадав, должны произнести низким голосом: "О! Какой слон". Или произнести высоким голосом: " Ой! Какая мышка".
№3. "Зайка - храбрый, зайка - трус".
Дети встают в круг. Ведущий на ушко каждому ребенку предлагает изобразить храброго или трусливого зайку, остальные дети угадывают чувство.
№4. "Доктор Цыпа".
Ведущий предлагает детям превратиться в маленьких пушистых цыплят. Ведущий одевает на руку игрушку (знакомую) и говорит, что цыплята внезапно заболели: у кого голова болит, у кого ножка и т.д. (дети выбирают сами). Цыплята стонут, зовут доктора Цыпу и показывают, что у них болит. Цыпа гладит цыпленка, и тот радостно пищит.
№5. "Цыплята устали".


III. Тема: развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков; закрепление знаний об эмоциях.

ЗАНЯТИЕ 11.

Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля.
№1. "Мама и малыш".
Ведущий раздает детям игрушки и предлагает им побыть мамой для этих игрушек: ласкать их, жалеть, кормить, играть и т.п.
№2. "Дарю цветок".
Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: " Жил - был цветок. Однажды он проснулся от того, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).
№3. "Дорожка к другу".
Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.
№4. "Рыбалка".
Дети садятся вокруг обруча с воображаемыми удочками. Каждый из них по очереди вытаскивает "рыбку" и радуется улову.
№5. "Цепочка".
Ведущий предлагает детям превратиться в яркие, красивые бусинки. "А теперь, давайте возьмемся за руки и станем цепочкой". Ведущий предлагает цепочке встать, не разнимая рук. Подойти к окну, столу, помахать ручками на прощанье.


ЗАНЯТИЕ 12.

Цель: закрепление знаний об эмоциях (радость, зазнайство).
№1. "Я люблю есть …"
Ведущий расставляет детей вокруг обруча и объясняет, что он будет называть слова, и если дети это любят, то заходят в обруч.
№2. "Котелок настроения" (радость).
НАСТРОЕНИЕ.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
Ведущий предлагает детям "сварить" радость в котелке. "Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?" Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
№3. "Зазнайка".
Детям предлагается превратиться в зайца Хвасту. Разыгрывается диалог с каждым ребенком:
Ведущий: " Я умею прыгать".
Ребенок: " Я лучше всех прыгаю".
Ведущий: " Зайка, как плохо хвастаться".
№4. "Послушаем звуки".
Дети садятся на стулья, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты. Ведущий: "Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко". Открываем глаза. "Что вы слышали?"


ЗАНЯТИЕ 13.

Цель: закрепление знаний об эмоциях (грусть); развитие навыков общения.
№1. " Фигура замри".
Дети садятся в круг. Руки кладут на плечи друг друга, затем раскачиваются под слова ведущего: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри". Также повторить несколько раз.
№2. "Котелок настроений" (грусть).
Упражнение проводится аналогично "Котелок настроения (радость)". Варианты ответов: грустное лицо, плохая погода и т.д.
№3. "Кто сказал "мяу".
Ведущий предлагает детям превратиться в котят. Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал "мяу".
№4. "Письмо - 2".
Каждому ребенку дается конверт с карточкой из "Азбуки настроений". Ребенок должен показать, какое настроение он получил в конверте.
№5. "Послушаем звуки".
В этом упражнении можно предложить детям послушать аудиокассету "Звуки природы".


ЗАНЯТИЕ 14.

Цель: развиваем навыки общения.
№1. "Мирись".
Ведущий предлагает детям вспомнить все способы помириться друг с другом.
№2. "Кто в чем пришел".
Один ребенок встает спиной к группе. Дети по очереди спрашивают его: "В чем я пришел?". Ребенок должен назвать 2-3 предмета одежды или назвать цвет одежды.
№3. "Я люблю".
Дети стоят вокруг обруча. Ведущий говорит фразу: "Я люблю … (что-либо)", тот из детей, кто это любит, заходит в обруч. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего.
№4. "Что болит у зайки?".
Детям предлагается превратиться в зайцев. По очереди "зайцы" показывают, что у них болит. Остальные дети угадывают, что болит у зайки, и жалеют его: "Не боли у зайки …". Все зайки выздоровели и радостно прыгают.
№5. "Послушаем звуки".
Детям предлагается аудиозапись "Классическая музыка для детей". Какое настроение у мелодии?


ЗАНЯТИЕ 15.

Цель: итоговое занятие.
№1. "Бинокль".
Дети делают "бинокль" из пальцев. Ведущий предлагает каждому ребенку рассказать, кого он лучше всего видит в бинокль, и назвать его ласково по имени. Ведущий следит за тем, чтобы в "бинокль" рассмотрели всех детей.
№2. "Любимый персонаж".
Ведущий предлагает каждому ребенку изобразить любимый персонаж из тех, в которые он превращался на занятиях, и назвать его настроение.
№3. "Подарок".
Детям раздаются листы бумаги, карандаши и предлагается нарисовать в подарок рисунок. Затем рисунки переворачиваются, и каждый ребенок вытягивает листок наугад. Если попадается свой рисунок, то он возвращается обратно. Каждый ребенок получает в подарок рисунок.
№4. "Кот и мыши".
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите!
Кота Ваську не будите.
Как проснется серый кот-
Разобьет весь хоровод.
Шевельнул ушами кот-
И исчез весь хоровод.
Игра: Один водящий -кот.
дети ("мыши") водят хоровод.
На последних словах "мыши" с писком и визгом разбегаются. Кот ловит нового водящего.
№5. "Мыши устали".



автор Кузнецова Е.К.
(МОСУ)

Оцените мой сайт ?
Всего ответов: 1755

Яндекс.Метрика

Если вы хотите

Создать отношения, в которых будете чувствовать себя счастливой(ым)?
Исполнять свои желания легко и быстро?
Научиться управлять своими чувствами?
Научиться любить и принимать себя?
Преодолеть ограничения, которые мешают на пути к счастью?
Воспитать счастливых детей?
повысить свою самооценку и уверенность в себе?

То закажите этот диск прямо сейчас!

Заказать



  Перепечатка материалов разрешена с активной ссылкой на источник .

Бесплатный хостинг uCoz