Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения
2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.
3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты
4. Работа с родителями.
5. Организация контрольных двигательных заданий.
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью
Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий.
Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
- Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.)
- Способствовать активному материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).
Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;
· строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
· изменить режим занятий с включением физкультминуток;
· предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
· направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;
· чаще хвалить;
· ввести постоянный режим дня;
· избегать завышенных или заниженных требований;
· использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
· давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
· большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
· создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
· игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
· строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
· помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
· терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
· профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить?
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:
1) специалистами;
2) по достижении ребенком возраста 8 лет;
3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых –упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.
Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольникам.
Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.
Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых.. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный и необходимый элемент игрового сюжета. Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.
Работая с гиперпожвижными детьми, постоянно следует помнить , что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.
Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.
Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений ( подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.
Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью