Тренинг "Права личности родителя"
Цель: - знакомство с понятием психологических прав личности;
-осознание необходимости установления равноправных взаимоот- ношений с ребенком;
-овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.
Психологическая разминка. В качестве разминки для этого занятия исполь- зуется упражнение из телесноориентированной терапии, позволяющее на те- лесном уровне ощутить необходимость равноправного соотношения нагруз- ки для построения гармоничных межличностных отношений.
Упражнение 1. «Парное приседание». Родители работают в парах: необхо- димо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному, и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.
Упражнение 2. «О ком я забочусь». Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как пра- вило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.
Упражнение 3. «Весы обязанностей». Предлагается составить два списка: первый – «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй – «Обязаннос ти ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этих спис- ков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся си- туации.
Упражнение 4. «Мозговой штурм». Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о своей семье».
Упражнение 5. «Позаботься о своем внутреннем ребенке». Это упражнение в технике психосинтеза проводится на фоне расслабленного состояния и нап- равлено на интеграцию эго-состояния «Фрустрированное Дитя».
Упражнение 6. «Лавина». Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше поне- дельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домаш- ней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и ра- дио». После того, как работа завершена, участникам предлагается осущест- вить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».
В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.
Подведение итогов занятия.
автор Паскал Виктория Викторовна.