Тренинг "Выражения чувств"
Цель: создание условий для умения сказать другому о своем переживании; выработка умения строить «я-высказывание», признавать чужие чувства.
1-я часть – теоретическая
Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. К средним классам школы количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «я-высказываниями». Ю. Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «я-высказывания»:
1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов, однако полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.
2. «Я-высказывание» дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда –удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания1.
Схема «я-высказывания»:
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).
2. Называние чувства в тот момент («… я почувствовала беспокойство…»).
3. Называние причин («…наверное, это произошло потому, что…»).
2-я часть – практическая
Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для этого требуется тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с «я-сообщения», родители заканчивают «ты-сообщением».
Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»
1. Упражнение «Выбери правильный ответ».
Ситуация | Ваши слова |
А. Вы зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться | 1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!» 2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же». 3. «Я сержусь, когда ты не слушаешься» |
Б. У вас важный разговор с другом. Ре-бенок то и дело его прерывает | 1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают». 2. «Не мешай!» 3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?» |
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испыты-ваете смешанное чувство обиды и раз-дражения | 1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?» 2. «Уберите за собой посуду». 3. «Я обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок» |
После анализа ситуаций выбираются действенные фразы, построенные по схеме «я-высказывания»:
А – фраза 2.
Б – фраза 1.
В – фраза 3.
2. Упражнение на овладение навыком «я-высказывания»: «Продолжите фразу».
1. Мне грустно, когда…
2. Я сержусь, когда…
3. Чувствую себя глупо…
4. Я горжусь собой, когда…
5. Я очень доволен, когда… и т.п.
3. Упражнение «Признание чужих чувств».
Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.
1. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату – это твое дело, но бить его нельзя».
Ответ: чувства ребенка признаются.
2. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил свой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».
3. «Укол – это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».
Ответ: чувства ребенка признаются.
4. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по-другому».
Предлагает использовать «я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
Родители делятся впечатлениями о том, что дала им эта встреча, какие чувства они испытали и какие вопросы хотели бы обсудить.
автор Паскал Виктория Викторовна