Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения
1.Общие положения
1. Кабинет психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
- Помощь детям в обычных условиях
- Помощь детям и их родителям в экстремальных условиях
- Помощь детям с отклонениями в развитии
Адекватность и полноценность функционирования кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ в обычных и экстремальных условиях.
Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере.
3. Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:
- Поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей
- Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
- Выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях
5. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.
7.Руководство деятельностью кабинета психолога дошкольного учреждения осуществляется учебно-методческим центром окружного управления образования.
2. Направления деятельности и содержание работы кабинета психолога
Магистральное направление деятельности кабинета психолога – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:
- Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач, в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания, нарушениями их поведения и социальной адаптации; предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, проводится когнитивное и поведенческое «лечение», коррекция нарушений поведения, общения, познавательной деятельности ребенка/
- Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию, разработкой прологированных развивающих и психокоррекционных личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конктретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; Основными формами работы психолога здесь являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.
Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
- Психопрофилактическая работа
- формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры /лекции, беседы, тренинги/
- своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка /периодическая психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска/
- оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/
- определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
- Психодиагностическая работа
- психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
- дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/
- диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения
- диагностика проявлений последствий травматического стресса, сензитивности к нему
- Развивающая и психокоррекционная работа
- развитие личности в целом и отдельных его сторон
- коррекция отклонений в психическом развитии
- коррекция посттравматических нарушений с учетом специфики и типов травмирующих ситуаций
- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций
- Консультативная работа
- консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания
- проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми
3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета психолога
Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
Ш.1. Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:
- Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых
- Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
- Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/
- Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/
Ш.2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным является:
- Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме
- Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента
- Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий
- Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционлаьного перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции /ауди-видуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапиии терапии движением
Ш.3. Организационно обеспечение
Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы
3.1. Оборудование кабинета
Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.
3.2. Технические средства
- Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
- Компьютер
3.3. Методические материалы
- Кейс практического психолога /набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
- Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
- Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/
- Бибилиотека практического психолога
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей
3.4. Документация
- График работы
- Перспективный план работы
- Учебный план на неделю
- Журналы учета /первичного приема, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами/
- Бланки для регистрации результатов обследования /обобщенные на группу детей/
3.5. Мебель
- Рабочий стол для психолога
- Шкаф для пособий
- Рабочие места для детей
- Стулья
- Журнальный стол
- Кресла
3.6. Дополнительные средства для дизайна интерьера
- Цветы
- Клетки для птиц
- Аквариум
4. Требования к материально-техническому оснащению кабинета
Организация пространства
С учетом задач психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Зона ожидания приема /в оформлении рекомендуется использовать цветы, картины; на стенах не должно быть никаких плакатов медицинского содержания/
- Зона первичного приема и беседы с клиентом /рабочий стол; картотека с данными о клиентах /детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования
- Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению
- Зона игровой терапии /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения /свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, возможность перемонтировки подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформация пространства с помощью временных перегородок/
5. Описание перечня методического обеспечения
Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:
Клиент – ребенок
Блок 1 Материалы для взаимодействия психолога и педагога /выявление проблем ребенка глазами педагога/
- Анкеты для выявления проблемных и трудных детей
- Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей
- Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка /Т.Юферева/
- Карта наблюдений Д.Стотта для программированного наблюдения за адаптацией ребенка /адаптированный вариант/
Блок 2 Материалы для взаимодействия психолога и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/
- Анкеты по изучению развития ребенка
- Анкеты готовности ребенка к школе
- Тест-опросник родительского отношения /А.Варга, В.Столин/
- Опросник АСВ /анализ семейного воспитания/Э.Эйдемиллер
Блок 3 Материалы для психодиагностической работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика нарушений эмоционально-личностного развития/
Раздел 1-ситсема методик для определения степени готовности ребенка к обучению в школе
- Ориентировочный тест Керна-Йирасика по определению школьной зрелости
- Методика определения ведущего типа мотивации /Н.Белопольская/
- Задания для проверки речемыслительной деятельности /С.Шаховская/
- Графический диктант
- Методика определения умственной работоспособности
Раздел 2 –система методик для анализа успешности обучения и выявления причин его затруднений
- Анкета для определения школьной мотивации /Н.Лускалова/
- Таблицы для диагностики буквенного гнозиса /А.Лурия/
- Диагностические диктанты /слуховые, зрительные/
- Методика определения самооценки /модификация В.Шур/
- Социометрия и оценка группы
- Задания на исследования творческих возможностей ребенка
- Тест «Нарисуй человека» /сокращенный вариант в адаптации И.Демидовой/
- Тест «Рисунок семьи» /Г.Хоментаускас/
Блок 4 Материалы обобщения результатов работы психолога, отчетности и нормативные документы
- Карта психологического обследования ребенка
- Речевая карта
- Психологический профиль группы
- Психологический профиль группы детей, поступающих в первый класс
- Схема первичного анализа социально-психологической ситуации в группе детей
- Бланк регистрации результатов комплексного обследования детей
- Функциональные обязанности психолога ДОУ
- График нагрузки психолога
- Продолжительность различных видов работы психолога
- Бланк протокола обследования
Клиент – педагог ДОУ
Блок 5 Набор методик для работы с педагогом как клиентом. Его применение дает возможность оценить индивидуальные особенности личности педагога /эмоционально-волевую сферу, степень психологической устойчивости и тревожности личности, сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения/
- Методика определения типологии личности /по К.Юнгу/
- Методика «Типовое состояние» /адаптированный вариант Э.Эйдмиллера/
- Тест- опросник для определения уровня самооценки
- Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /САН В.Доскин, Н.Лаврентьева и др./
- Методика «Самооценка психических состояний»
- Методика оценки личностной тревожности /шкала Спилберга/
- Опросник эмпатических тенденций /А.Меграбян/
- Опросник способности к самоуправлению в общении
- Методика изучения коммуникативного контроля /тест М.Шнайдера/
- Тест Томаса /определение стиля поведения в ситуациях разногласия и конфликтов/